Двери… Пожалуй, одно из самых загадочных изобретений человечества. Никогда не знаешь, что за ними спрятано: дверь может открыть дорогу к неизведанному прекрасному или, закрывшись, навсегда разрушить мечты.
А что хранится за старинными дверями? Драгоценный клад или страшная мумия? Интересно? В этой статье мы расскажем вам о самых старых и необычных дверях и воротах, а также об интересных фактах, с ними связанных.
Эта дверь считается самой старой действующей дверью в мире. Она закрывает вход в архив Вестминстерского аббатства (Англия) ориентировочно с 1040 года. Существовала легенда, будто дерево облицовано человеческой кожей, однако химический анализ опроверг эту жутковатую теорию – покрытие оказалоськоровьей шкурой.
В конце XX века в Цюрихе были найдены двери, изготовленные не менее пяти тысяч лет назад (считаются старейшими в мире). Тополь, из которого они изготовлены, хорошо сохранился, а резьба оказалась настолько тонкой и необычной, что уже более 10 лет копии этих артефактов являются одними из самих востребованных для дизайна интерьеров в Европе.
Самыми красивыми являются двери крестильни Святого Иоанна (Флоренция, Италия). Они изготовлены в XVвеке и украшены бронзовыми барельефами и миниатюрами из библейских и ветхозаветных сюжетов изумительно тонкой работы.
ВXVIII-XIX веках в моду входит красное дерево, и итальянские мастера, успешно сочетая их с бронзой, начинают создавать шедевры столярного искусства, до сих пор удивляющие своей красотой.
Кстати, современный внешний вид (дизайн с применением удлинённых рам со вставленными витражами или стеклами) двери приобрели только в XVIII веке благодаря французским мастерам – очень уж хотелось парижским аристократам похвастаться своими богатствами: именно с этой целью и было придуманы большие обзорные стеклянные вставки на входных дверях.
Очень необычные образчики можно увидеть в Испании, где большое влияние на развитие культуры и ремесел оказало «мавританское нашествие». В современной Андалузии еще сохранились дома, во внешнем убранстве которых причудливо сплелись арабская чувственность и европейская основательность. А так как двери являются «лицом» здания, то и они несут на себе отзвук этих хитросплетений.
Причудливые орнаменты, напоминающие тонкое кружево, яркие или контрастные цвета и полукруглый, чаще всего, свод – это характеристики восточных или арабских дверей. Хозяин дома украшал вход всеми доступными способами: кованными цветами или бронзовыми наконечниками, росписью или обжиганием – именно дверь должна была первоначально рассказать гостю о благосостоянии и статусе владельца.
Странно было бы обойти вниманием Страну Восходящего солнца – ее самобытная культура проявлялась и в домашнем интерьере. Двери для богатых домов были минималистично-основательными и изготавливались из очень дорогого в Японии дерева, а вход жилищ победнее закрывался фанерными щитами, расписанными растительными мотивами.
Фантазия мастера безгранична и воплощается в самых различных материалах: дереве, камне, металле, стекле. Порой возникает мысль: «Если такая дверь в этом доме, то что же там внутри?», не правда ли?
Есть еще одно творение рук человеческих, преграждающее доступ непрошенному гостю, — ворота. И деревянные, железные, и кованные, они призваны защищать наш дом, но искусные мастера, помимо основной функции, придают этим изделиям такие причудливые формы, что от их красоты и необычности порой захватывает дух.
Считается, что первые кованные ворота с механизмом были сделаны в Испании. Их автору (Антонио Гауди) была не чужда механика, и он снабдил огромного железного дракона, восседавшего на прутьях каркаса, зубастой пастью, которая открывалась вместе со створками ворот. В настоящее время механизм полностью вышел из строя, но любой желающий может полюбоваться великолепным творением в испанской Барселоне.
В период с XV по XVIII в.в. в Европе очень популярным был стиль барокко (итал. — «излишне причудливый, странный). Все здания, строившиеся в те времена, были густо украшены статуями, лепниной, фресками, гербами и т.д. Не минула чаша сия и ворота: на ярких образчиках старинного великолепия нет свободного места — волюнты, гербы, аканты, короны практически полностью закрывают металлический каркас ворот.
Однако в XIX веке изящные линии возрожденного «модерна» и новорожденного «арт-нуво» начинают вытеснять затейливое кованное кружево «барокко», а простота изгибов и невысокая стоимость изделий надолго поставили точку в распространении разорительного аристократического стиля.
Самые необычные ворота, сделанные из коралловой глыбы, были построены хозяином «Коралловой усадьбы» в начале XX века в американском штате Флорида. Несчастливо влюбленный американец латышского происхождения построил для возлюбленной целый замок, но она так и не ответила ему взаимностью.
Человеческий гений смог придумать сенсор , автоматику и электропривод, но ни одна современная технология не несет в себе главного: частицы души и тепла рук Мастера, воплощающего свой замысел в обыденных, казалось бы, вещах. И тогда эти предметы становятся настоящими шедеврами, о которых мы рассказали вам в нашей статье.
Старинные монастырские кованные ворота. Кирилло-Белозерский монастырь, Вологодская область. | Деревянные ворота, сплоченные кованными скобами. | |
Ворота и калитка Псковской части Причудья. | Каменная известняковая кладка ворот и калитки. Псковская область, Мальская долина. | |
Современная аутентичная реконструкция каменной известняковой кладки ворот в Изборске. | Современная реплика старинных каменных ворот. Псковская область, Изборск. Для таких высоких и тяжелых ворот важно грамотно спроектировать и построить фундамент. | |
Традиционный крестьянский двор Эстония-Ингерманландия. Каменная стена амбара переходит в каменные ворота. | Этим старинным воротам как минимум полторы сотни лет. | |
Псковские деревянные ворота. Современная реконструкция ворот в Изборске. Забор выполнен из вертикальных досок (теса). В Сибири доски для забора (заплота) укладывали горизонтально. | Деревянные ворота дома хозяев из народности сету (псковская чудь). Музей деревянного зодчества Рока-аль-Маре под Таллином. | |
Старинные деревянные ворота в Таллинне. | Каменный забор и деревянные ворота. Мальская долина. | |
Каменный забор и деревянные ворота в усадьбе Поленовых в Бёхово. | Интересное решение расположения подпорной консоли в полотне деревянных ворот. | |
Современная стилизация под старину: сдвижные деревянные ворота в Поленово. | Деревянные ворота на каменных столбах на эстонском хуторе. | |
Красивые деревянные ворота в шведском городке Сигтуна. | Деревянные решетчатые ворота в Таллинне. | |
Русские деревянные ворота в подворье Покрово-Тервенического монастыря. | Деревянные ворота и столбы, имитирующие каменную кладку. Порвоо, Финляндия. | |
Деревянные ворота в Верхнем парке Петергофа. | Деревянные ворота и калитка в шведской усадьбе 18 века. Музей Скансен, Стокгольм. | |
Деревянные решетчатые воротца шведской усадьбы в парке Скансен. | Каменные ворота шведской церковной ограды. | |
Деревянные ворота богатого эстонского хутора. | Простые деревянные ворота из жердей эстонского хутора. | |
Деревянная ограда и ворота из жердин в Эстонии. | Забор, ворота и калитка из штакетника 20-х годов XX века. Эстония. | |
Простые деревянные ворота финского хутора. | Современная интерпретация каменных известняковых ворот: сухая каменная кладка из габионов. | |
Старинные деревянные ворота и воротца в Порвоо. | Норвежские проездные ворота между амбаров. Музей деревянного зодчества Осло. | |
Современные сдвижные воротца-калитка в Порвоо. | Ворота из штакетника. Норвегия. |
Ворота и заборы в русском стиле
Сибирские ворота как архитектурный ансамбль народного зодчества.
Устройство ворот в усадьбах сел Западной Сибири и Алтая представляет собою не менее яркую страницу народного зодчества, чем сама изба. Ворота иногда представляют собой значительные архитектурные сооружения, куда мастер вложил все свое знание и профессиональную сноровку. Ворота в некотором смысле являются «лицом» усадьбы, показателем благосостояния хозяев двора. И нужно сказать, что сибирские мастеровые не обошли эту деталь, давая ей иногда большую выразительность и силу.
Воротам в деревянном зодчестве придавалось особое значение. Здесь видны истоки далекого прошлого чисто народного творчества, особенно богатого и своеобразного на Севере и в Сибири. Сибирское деревянное зодчество имело много отличительных черт, а деревянные ворота сельских местностей и городов особенно интересны и заставляют невольно говорить о себе не только в аспекте потребности эстетического чувства, но и об их экономической обоснованности в быту сибирского населения. Ворота, как и весь облик здания, строго следуют определенному канону стройки, меняющемуся только в силу особых влияний эпохи. Они очень редко поддаются влиянию все изменяющей и всегда эфемерной моды. Можно прямо сказать, что ворота крепко хранят, как иконопись, свой канон зодчества.
Можно утверждать, что за три с половиной века воротное зодчество не ушло дальше трех типов, последовательно вышедших один из другого, причем по Сибири сохранились все три типа ворот, стоящие иногда в одном и том же квартале. Это типы ворот: «полные», «неполные» и «упрощенные». Чтобы нам лучше понять устройство воротного ансамбля, нужно объяснить значение его элементов.
Верея – столб, вкопанный в землю и служащий основой ворот. Таких верей бывает четыре, три или две в зависимости от полноты воротного ансамбля.
Охлябина – перемычка между вереями вверху, имеет целью устранение шатания верхних частей верей и их расхождения между собою.
Воротина – створка ворот, висящая через навесы на верее, воротиной открывается и закрывается просвет между вереями, ворота бывают одно- и двустворчатые.
Входящая в воротный ансамбль калитка за этот период времени сменила ряд мест в воротах и изолированно от них ушла в крыльцо или забор, заменив собою и самые ворота.
Хотя типов ворот немного, но это не говорит о том, что фантазия строителя была ограничена в этом отношении. Наоборот, имея раз установившуюся схему в решении ворот, зодчий нашел средства и возможности дать самые разнообразные архитектурные решения в этом постоянном каноне. Это еще раз говорит о богатстве творческих возможностей плотника. Имея небольшой круг тем, строитель мог неиссякаемо импровизировать и изобретать новые формы – это русскому человеку было по плечу.
Декоративные решения в оформлении сибирских ворот довольно разнообразны. В некоторых случаях вереи обрабатывают рельефной резьбой геометрического орнамента в крупных элементах, под стать толстым столбам – опорам, которые в нижней части – комле – остаются необработанными и дают особую устойчивость воротам. В деревнях Алтая довольно распространенным приемом оформления «верхов» является украшение ворот цветной жестью, набитой на деревянные подкладки кузнечными гвоздями с широкими шляпками в определенном ритмическом порядке, что дает ощутимый декоративный эффект.
В случае устройства ворот с двускатной крышей и карнизом нередки примеры очень богатого, сочного оформления последнего выпуклой рельефной резьбой. Карниз в этих случаях сильно развитый, выглядит очень нарядно под простой двускатной крышей и дает определенную живописность всему решению.
Полотнища самих ворот чаще всего не обрабатывались вовсе. Устроенные из хороших тесин с диагональной или треугольной расшивкой, они как бы и не нуждались в дополнительных украшениях. В более новых сооружениях полотнища обрабатывались накладной или выпиловочной резью с мотивами орнамента в виде стилизованных цветов, солнышка с лучами, розеток, вазонов и т.д. Очень оригинальное решение можно было наблюдать в районе бывшей Томской губернии, где ворота производили впечатление огромных «грибов», случайно выросших при входе в усадьбу.
Ворота как определенная хозяйственная часть усадьбы имеют свои истоки на сибирском Севере в ограде и воротах крепостных сооружений, так называемых «острожков». Городская стена этих острожков представляет собой сплошные рубленые клети, открытые зачастую внутрь укрепления, не имеющие внутренней стенки. Эти срубы сверху были покрыты крышей от дождя и снега.
В стене кроме боковых башен имелись средисконные башни, в которых были проделаны проездные ворота, отсюда и название «проездная башня». В зависимости от количества частей, составляющих ворота, они делятся на «полные», «неполные», «упрощенные». «Полные» ворота имеют две калитки, симметрично расположенные по обеим сторонам ворот. Одна калитка – открывающаяся, что ближе к дому, а другая – «глухая», дальняя. В «глухой» калитке, в ее нише, вделана горизонтальная доска для сидения – это «лавочка на двоих». Для сидения же вообще на улице, как это принято по Сибири, имеется более длинная лавочка у забора между домом и открывающейся калиткой.
«Неполные» ворота имеют одну только ближнюю, к дому открывающуюся калитку и, конечно, без лавочки. Сокращение происходит за счет глухой калитки. Это сокращение очень нарушает общий вид ворот, делая их более высокими.
«Упрощенные» ворота – это ворота без калиток с боков. Такие куцые ворота являются признаком невнимания к воротному ансамблю. Причина, конечно, не в рационализации структуры ворот, а в экономии средств и времени. В дальнейшей деградации это приведет к переходу калитки в забор или крыльцо дома, и ворота, сделавшись ненужными, будут вычеркнуты из усадьбы.
Что такое калитка в заборе? По существу трудно сказать, глядя на такую калитку, откуда она, из какого типа ворот этот сколок. Она не несет на себе следов документации, закрепляющей за ней происхождение. На ней нет карниза, нет богатства надкалитного пространства. Так, в связи с изменением архитектурного ансамбля калитка скрывается в заборе.
Особое место занимают ворота в скотные дворы, огороды, поскотины (ворота при въезде в деревню. «…Ворота тесовые растворяются, на конях, на санях гости выехали…» – при этих словах представляются именно деревянные, добротные, украшенные красивой резьбой ворота, так подходящие под гостеприимный русский характер. Но они отжили свое время, как отжила его и стена сибирского острожка, из которой они вышли. «Всему свое время», – говорим мы, поклонившись в пояс славной уходящей русской старине…
Время многое меняет… В связи с новыми способами передвижения, когда лошадь начинает заменяться машиной, имеющей гораздо большие размеры, чем сани или телега, идет постепенное обеднение и воротного ансамбля.
Транспорт в лице машины выставил новые требования: быстрота и простор ударила по отживающим свой век воротам в старом понимании этого слова. Машинам тесно в воротах прошлого, особенно со свисающим с площадки кузова груза или нагромождением над ней. Новое требование ведет к расширению ворот в бока, вереи должны отодвинуться друг от друга и сделать широкий проезд.
Встает сам собой вопрос, а нельзя ли вообще обойтись без ворот? Само собой разумеется, что без ворот с вереями, охлябиной и калиткой обойтись можно и уже обходятся, но вот без ворот как места въезда, выезда, входа и выхода, конечно, обойтись нельзя.
Да, много перемен произошло, но украшать свой быт, дом – это естественное стремление к красоте, Прекрасному сформировало у народов их неотъемлемую культуру, их национальный орнамент, крепко вошедший в быт и отраженный в строительстве. Это украшение окружающего пространства есть не что иное, как законное требование к себе и самоудовлетворение в творчестве.
Немало участвует и самолюбие творца – строителя – хозяина. Выстроить хуже других – значит показать свое неумение, плохой вкус и нетребовательность. Некоторые считают для себя достаточным внутренний уют квартиры или комнаты, а внешний вид – явлением второстепенным или даже просто не стоящим внимания. К счастью, это самовлюбленность только в свой домашний очаг и игнорирование внешностью своего дома, а следовательно, и улицей в целом, не была свойственна нашим сибирским предкам. Желание видеть красивое и на улице, а не только внутри своего насиженного гнезда, есть желание законное и естественное.
Каким будет новый тип ворот? Мы не знаем, но надо думать, что им в новом строительстве будет отведено почетное место. Ворота – это вход и выход, въезд и выезд, место ожидания встреч, место укрытия от дождя, встречающее и провожающее творца жизни – человека, по существу есть альфа и омега его ежедневного поворота, в котором встречаются его личная и общественная стороны жизни. Воротами начинается и кончается его сокровенное, индивидуальное пространство: дом и семья – все это сделало их важным местом усадьбы, ведь недаром деревянное зодчество так ярко отметило их особое значение, создав самодостаточный, яркий, архитектурный воротный ансамбль в прошлом.
Публикации подготовлены Аленой Алексейцевой по материалам ГАНО (Ф. Р-2102. Оп. 1. Д. 20. ЛЛ. 13, 24, 38, 78, 81)
Предложения со словосочетанием СТАРИННЫЕ ВОРОТА
Добротное, но несколько громоздкое здание, построенное в начале прошлого века, было окрашено в тот же мутно-розовый цвет, чугунные старинные ворота — гордость всех поколений директоров — содержались в безупречном порядке, небольшой двор в форме идеального прямоугольника, по всему периметру обсаженный деревьями, был аккуратным, тенистым, но по-военному строгим. Выйдя из леса, они увидели перед собой на зелёном пригорке тот монастырь, который разыскивали, обнесённый высокой стеной; постучались в старинные ворота; отворивший им монах повёл их в небольшую смежную сторожку, где просил их подождать, покуда он сходит доложить настоятелю. Мы медленно двигались по улицам, самым грязным и тёмным на свете (казалось мне), и на каждой из них было такое столпотворение, что я удивлялась, как можно здесь не потерять головы; но вот шум внезапно сменился тишиной, — проехав под какими-то старинными воротами, мы покатили по безлюдной площади и остановились в углу у подъезда с широкой крутой лестницей, такой, какие бывают перед входом в церковь.Неточные совпадения
В округе почти сплошь стояли старинные домики в один-два этажа, с маленькими двориками и деревянными воротами. А ворота там старинные, плотные, из планок сбиты. Во время своего пребывания в этих краях я имел возможность увидеть великолепный старинный замок с башенными воротами, искусно реставрированный и превращённый в современный жилой дом. По старинной русской традиции, дабы небесные заступники оберегали входы в город, над каждыми воротами устанавливали икону, а над иконой устраивали небольшой навес, оберегавший её от непогоды. Вообще, старинных, даже и средневековых, домов найдётся немало на этой прямой улице, что вела от одних крепостных ворот к другим. Машина быстро приближалась к высоченным решётчатым воротам, за которым возвышался мрачный старинный замок. Через старинные бронзовые ворота они вошли в парк. Парадный двор фланкируют два флигеля и ограждает красивая решётка с воротами, на которых и сегодня можно увидеть старинные таблички с номером дома и именем хозяина. Стук шагов комиссара по камням тротуара аккомпанировал стонам ветра, который без всякого ритма и порядка взвывал то в подъезде какой-нибудь лавки, то в воротах старинных дворцов. Затем мы прошли через калитку, устроенную в заложенных давно старинных, больших воротах, и через лабиринт узких улиц и закоулков — внутрь монастырских построек. Машина въехала в широкие кованые ворота, проехала несколько метров по такой же широкой аллее, с поднимающимися с обеих сторон высокими деревьями, между которыми стояли каменные вазоны с прекрасными диковинными цветами, их аромат чувствовался на несколько метров вокруг, и остановилась перед двухэтажным старинным зданием, с высоким каменным крыльцом и фигурами львов на каждом пролёте. Но так как жизнь давно уже вышла за старинные стены и за воротами выросли большие предместья с лавками и постоялыми дворами, то это закрытие ворот на ночь не мешало проезжим, а городские жители умели попасть в позднее время и через ворота — за известную мзду караульным. За воротами был ухоженный фруктовый сад, посреди которого стоял красивый двухэтажный дом, действительно напоминающий старинную помещичью усадьбу. Когда-то старинную прусскую столицу окружала крепостная стена с 14 въездными воротами. Три главные церкви города с их высокими шпилями и крутыми крышами, старые ворота города, множество домов старинной знати под остроконечными крышами были разрушены. За кованными, ажурными воротами открывался вид на старинную усадьбу. Ворот был так широк, что куртка надевалась через голову, как наши рубашки или старинная кольчуга. Старинные улочки с глухими глиняными заборами, многочисленные махали с резными воротами и минареты. Со второго дня начинаются настоящие святки, то есть колядованья, гаданья, литьё воску и олова в воду — где красавицы мнят видеть или венец, или гроб, то сани, то цветы с серебряными листьями, — наконец подблюдные песни, беганье за ворота и все старинные обряды язычества. И когда, однажды утром проснувшись, мать увидела измазанные дёгтем ворота, то сразу же запрягла лошадь в повозку, решив отвезти дочку к старинной приятельнице своей матери на дальний хутор. Но не по природным камешкам, изранивая себе ноги, приближаетесь вы к высоким, окованным железом воротам старинных укреплённых городов, а по гранитным ещё древнейшим обломкам, под которыми часто покоятся развалины третьего ещё более древнего города. Аллея заканчивалась старинными коваными воротами, одна створка которых скособочилась и, чуть покачиваясь на ржавых кривых петлях, скрипела, как старые вороны на липах. Недалеко от городских ворот на площади стоял старинный заброшенный замок с двумя угловыми башнями. В замке давно никто не жил. Её старинная колокольня выглядывала из-за небольшого пригорка между домом и воротами. Ворота красивые, в старинном китайском стиле, но построены они недавно.Неточные совпадения
Каменные ворота были такой же крепостной архитектуры, как и самый дом: кирпичные толстые вереи с пробитыми в них крошечными калитками, толстая железная решетка наверху с острыми гвоздями, полотнища ворот чуть не из котельного железа, — словом, это была самая почтенная древность, какую можно еще встретить только в старинных монастырях да заштатных крепостях. Недоставало рва с водой и подъемного моста, как в рыцарских замках. Монастырь, куда они шли, был старинный и небогатый. Со всех сторон его окружала высокая, толстая каменная стена, с следами бойниц и с четырьмя башнями по углам. Огромные железные ворота, с изображением из жести двух архангелов, были почти всегда заперты и входили в небольшую калиточку. Два храма, один с колокольней, а другой только церковь, стоявшие посредине монастырской площадки, были тоже старинной архитектуры. К стене примыкали небольшие и довольно ветхие кельи для братии и другие прислуги. — Старинные люди, Андрон Евстратыч, так сказывали: покойник у ворот не стоит, а свое возьмет… А между прочим, твое дело — тебе ближе знать. А у белых каменных ворот, которые вели со двора в поле, у старинных крепких ворот со львами, стояли две девушки. Это была большая деревянная изба с высоким коньком, тремя небольшими оконцами, до которых от земли не достанешь рукой, и старинными шатровыми воротами с вычурной резьбой. Чрез низкие ворота города (старинная стена из булыжника окружала его со всех сторон, даже бойницы не все еще обрушились) мы вышли в поле и, пройдя шагов сто вдоль каменной ограды, остановились перед узенькой калиткой. Я не дождался конца сделки и ушел. У крайнего угла улицы заметил я на воротах сероватого домика приклеенный большой лист бумаги. Наверху был нарисован пером конь с хвостом в виде трубы и нескончаемой шеей, а под копытами коня стояли следующие слова, написанные старинным почерком… …С Тверской мы прошли через Иверские ворота и свернули в глубокую арку старинного дома, где прежде помещалось губернское правление. По окончании акта студенты вываливают на Большую Никитскую и толпами, распевая «Gaudeamus igitur», [«Итак, радуйтесь, друзья…» (название старинной студенческой песни на латинском языке).] движутся к Никитским воротам и к Тверскому бульвару, в излюбленные свои пивные. Но идет исключительно беднота; белоподкладочники, надев «николаевские» шинели с бобровыми воротниками, уехали на рысаках в родительские палаты. Иногда, оставшись один в гостиной, когда Любочка играет какую-нибудь старинную музыку, я невольно оставляю книгу, и, вглядываясь в растворенную дверь балкона в кудрявые висячие ветви высоких берез, на которых уже заходит вечерняя тень, и в чистое небо, на котором, как смотришь пристально, вдруг показывается как будто пыльное желтоватое пятнышко и снова исчезает; и, вслушиваясь в звуки музыки из залы, скрипа ворот, бабьих голосов и возвращающегося стада на деревне, я вдруг живо вспоминаю и Наталью Савишну, и maman, и Карла Иваныча, и мне на минуту становится грустно. Устинья Наумовна. Да ишь ты, с вами не скоро сообразишь, бралиянтовые. Тятенька-то твой ладит за богатого: мне, говорит, хотя Федот от проходных ворот, лишь бы денежки водились, да приданого поменьше ломил. Маменька-то вот, Аграфена Кондратьевна, тоже норовит в свое удовольствие: подавай ты ей беспременно купца, да чтобы был жалованный, да лошадей бы хороших держал, да и лоб-то крестил бы по-старинному. У тебя тоже свое на уме. Как на вас угодишь? Кривая старинная улица, вдоль которой избы рассажались, как гнилые зубы, вывела нас в центр деревни, где коробок и остановился у высокой избы с новыми воротами.В настоящее время площадь образуется слиянием улиц Сретенка и Большая Лубянка, и бульваров Сретенский и Рождественский. До начала XIX века бульваров не существовало, а улица до ворот и после носила одно название – Сретенка. Само место нынешней площади отмечено в летописях задолго до появления здесь стен и ворот. В конце XIV века в Москву из Владимира была принесена чудотворна икона – Владимирской Божьей Матери. Она должна была охранить город от нападения Тамерлана. Процессия из Владимира была встречена москвичами возле нынешнего Сретенского монастыря, в двух шагах от площади. Эта знаменательная встреча, т.е. сретение, и дала название улице, монастырю, и затем воротам.
С постройкой Белого города возле ворот поселились торговый и ремесленный люд, а сразу за стеной расположилась Государева Печатная слобода. Типографы построили для себя храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках, и сейчас украшающий северную сторону площади.
У Сретенских ворот, чуть дальше печатников, появился первый частный колокололитейный завод мастера Федора Моторина. Его сын Иван и внук Михаил были известнейшими мастерами-литейщиками и отливали знаменитейшие колокола России, в том числе и Царь-колокол, находящийся на Ивановской площади Московского Кремля.
Сретенские ворота находились не просто в стене, а в мощной проездной башне. На ночь ворота запирали и возле них выставляли караул. Во второй половине XVIII века укрепление Белого города перестало иметь смысл, ворота больше не запирали и вскоре снесли и стену и башни. Камень от слома было решено использовать для различных построек на месте.
На площади Сретенские ворота частично сохранилась типовая застройка площадей Бульварного кольца на месте бывших ворот, утвержденная Павлом I в 1797 г. По замыслу Павла каждый бульвар должен был заканчиваться зданием «гостиничного дома». Архитектором был приглашен еще молодой В.П. Стасов. Проект включал четырнадцать двухэтажных домов для гостиниц. Один из них стоит на площади Сретенских ворот, но имеет адрес по улице Сретенка, д.1. Для его строительства использовался камень от разрушенных ворот. Дом многократно перестраивался и совершенно потерял первоначальный облик. Парный ему дом, замыкающий Сретенский бульвар, был разрушен в начале XX в. Сейчас на этом месте стоит памятник Н.К. Крупской.
В настоящее время площадь не имеет по своему адресу ни одного дома.
Площадь – 3620 м2
1
Церковь Успения в Печатниках
С конца XVI века за стеной Белого города у Сретенских ворот начиналась Государева Печатная слобода – поселение типографов, трудившихся на Печатном дворе на Никольской улице. Именно они и создали первый деревянный Успенский храм в 1631 году, вместо которого в 1659 году было построено новое здание, тоже деревянное. Наконец, в 1695 году печатники создали третью Успенскую церковь, на этот раз каменную – ее четверик и колокольня сохраняются и по сей день.
Перейти на Сретенский бульвар
2
Памятник Крупской
Первоначально на этом месте предполагалось поставить другой памятник — А. С. Щербакову (1901—1945), профессиональному революционеру, заведующему отделом международной информации ЦК ВКП(б). Однако идея установки этого памятника затянулась, а при Хрущеве, в связи с политической «оттепелью», и вовсе сошла на нет. В 1976 году тут установили памятник Крупской, т.к. неподалеку от этого места находится дом на Чистопрудном бульваре, в котором с 1921-го по 1925 год размещался Народный комиссариат просвещения (ныне Министерство просвещения РСФСР), где Н. К. Крупская занимала пост заместителя наркома народного образования. Это был первый памятник Надежде Константиновне Крупской (на сегодня их два: один — данный памятник на Сретенке; второй — на Ленинском проспекте в компании с мужем, появившийся в 1989 г.).